Современные образовательные технологии в ДОУ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2.
Интерактивные формы и методы работы с детьми предшкольного возраста
10% информации я усваиваю из того, что я слышу,
50% - из того, что вижу,
70% - что проговариваю,
90% - что делаю сам.
Жизнь в современном обществе требует от человека умения вырабатывать собственное мнение, ясно выражать свою позицию, учитывая при этом потребность и права других членов общества. Педагог должен обеспечивать эти процессы, поддерживать и развивать их в своей деятельности. Демократические принципы уже давно и прочно обосновались в детских садах. Они проникли везде: на занятия, в управление, в отношения с родителями. Уже давно передовые воспитатели используют интерактивные методы работы на занятиях, всё чаще педсоветы проходят в форме деловой игры, пресс-конференций, круглых столов. Интерактивные методы являются надёжным способом достижения успеха, позволяют управлять коммуникативными процессами, воздействовать на процесс принятия решений и обучения через практику - это ещё одна важная особенность интерактивных методов, поэтому они могут широко использоваться в работе каждого педагога.
Можно выделить три вида методов интерактивного обучения:
• Пассивный метод предполагает, что фигура воспитателя — главная на занятии, а дети исполняют роль слушателей т.е. для них нет активного творчества, нет алгоритма взаимодействия друг с другом.
• Активный метод предполагает, что роль воспитателя не столь доминирующая, как в первом случае. Он побуждает детей к сотрудничеству, общению, поиску, и те, соответственно, в большей степени находятся в положении субъектов деятельности.
• Интерактивный метод подразумевает активное взаимодействие всех субъектов процесса. Воспитатель здесь нaxoдится в той позиции, которая предназначена для организации процесса «усвоения» знаний детьми. В ходе этого процесса они должны взаимодействовать, общаться, изобретать, применять имеющийся у них опыт.
Выбрав для себя метод интерактивного обучения, можно на занятиях строго соблюдать основные его принципы.
Основные принципы интерактивного обучения
Свобода выбора - право выбора любого субъекта деятельности, которое предоставляется во всём: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения.
Принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы. Ставить детей перед проблемами, решения которых лежат за пределами исследуемого вопроса.
Принцип деятельности — обучение через опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.
Принцип идеальности — предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией в педагогическом процессе.
Обратная связь — регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи: подводить итоги дня, оценивать проведение занятия, вводить в обучение возможность вопроса обсуждения самого процесса обучения.
При организации деятельности в интерактивном режиме могут возникнуть трудности в выстраивании отношений между участниками процесса.
Для того, чтобы их избежать, необходимо соблюдение следующих правил:
Ø Партнёрское общение.
Ø Осознание поведения детей, сопереживание их состоянию.
Ø Поддержание активности детей, нередко делегирование им возможности принимать решения.
Ø Внесение элемента неформальности, рассказ о личном опыте реализации обозначенных задач.
Ø Юмор и обозначение парадоксальных ситуаций, забавных историй.
Ø Постоянное перемешивание малых групп, соблюдение правил работы, согласно которому как можно большее количество детей должны взаимодействовать между собой и поработать вместе.
Такие подходы помогают избежать многих конфликтов и способствуют укреплению партнёрских отношений с детьми в дальнейшем.
Рекомендации по применению интерактивных форм и методов работы
Ролевая игра
Цели ролевой игры:
- осмысление через проживание;
- приобретение опыта, навыков;
- творческий подход к решению проблемы.
Выводы: В ролевых играх активно формируются социальные компетентности ребенка.
Метод, при котором детьми разыгрывается жизненная ситуация (реально происходившая или смоделированная). Сценарий игры не описывается, а задаётся лишь ситуация. Дети сами моделируют своё поведение, выстраивают отношения. Для ролевой игры необходимо тщательно готовить материалы, инструкции должны быть краткими, легко пониматься, описание роли — быть исчерпывающим.
Мозговой штурм
Цели мозгового штурма:
- повышение активности детей;
- получение большого количества идей за короткий срок.
Самый известный метод решения проблем, автором которого является Алекс Осборн, преподаватель из США. Этот метод используется не только для того, чтобы выработать новые решения, но и по-новому взглянуть на имеющийся опыт детей, систематизировать его и найти ему новое применение.
Метод состоит из двух этапов:
1. Наработка идей (не требуется их обоснование, запрещена любая критика, приветствуется развитие идеи партнёра)
2. Анализ идей.
Вывод: данный вид интерактивных игр формирует у детей познавательные компетенции.
Рассматриваемые здесь методические приёмы просты, и по мере приобретения опыта окажутся ещё проще. Если взрослых беспокоит, что такие приёмы дезорганизуют Ваших детей, начните с наиболее простых. Возможно, вы увидите, что некоторое ослабление вашей власти как педагога помогает вашим детям расслабиться, что повышает их активность, уровень понимания проблем и улучшает взаимоотношения в группе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий